Главная | Земельные вопросы | Неприкосновенность депутатов местного самоуправления

Неприкосновенность депутатов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Запрет означает, что указанные в законе лица не могут быть допрошены в качестве свидетелей ни при каких обстоятельствах, даже если они желают дать показания. Лицо, обладающее свидетельским иммунитетом, может быть допрошено, если согласно давать показания Брежнева М. Таким образом, иммунитет депутата на уровне субъектов РФ в настоящее время существенно ограничен.

Однозначно можно говорить о признании на этом уровне власти лишь неответственности депутата и свидетельского иммунитета депутата. Неприкосновенность же депутатов законодательных представительных органов власти субъектов РФ в традиционном варианте не закреплена: По существу, она сводится исключительно к необходимости получения согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ на возбуждение уголовного дела в отношении депутата и на привлечение его в качестве обвиняемого.

Какой-либо специфики в применении иных мер уголовного принуждения, а также неприкосновенности в части административного преследования не существует. Неприкосновенность депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления Неприкосновенность иммунитет - одна из важнейших правовых гарантий, которая позволяет депутатам представительных органов муниципальных образований, выборным должностным лицам органов местного самоуправления отстаивать интересы населения муниципальных образований.

Неприкосновенность можно определить как состояние повышенной правовой защищенности наделенных ею лиц, выражающееся в применении особого порядка производства в отношении их ряда действий, в том числе ареста, привлечения к уголовной ответственности, применение наиболее строгих мер административной ответственности, налагаемых судом.

Качественная и недорогая электроника и бытовая техника в Перми

Суть названного порядка - в необходимости получения для производства перечисленных действий согласия санкции уполномоченных государственных органов. Депутат может отказаться от принадлежащего ему права неприкосновенности лишь путем отказа от своего мандата. Приведенное положение распространяется и на муниципальных депутатов, выборных должностных лиц органов местного самоуправления. Как известно, ранее в ст. N ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривалось, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны за исключением случаев задержания на месте преступления , подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Иными словами, названные лица обладали неприкосновенностью, но только на территории муниципального образования. Вне этой территории иммунитет не действовал. Невыборные должностные лица органов местного самоуправления муниципальные служащие неприкосновенностью не обладали. В настоящее время в соответствии с ч.

N ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении этих лиц, занимаемого ими жилого и или служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Введенный в УПК РФ институт, регулирующий вопросы уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий должностных лиц, перечисленных в ч.

Неприкосновенность депутатов местного самоуправления выдающееся достижение

Одни полагают, что в некоторых случаях такой порядок способствует невозможности привлечения лиц к уголовной ответственности Руднев В. Иммунитеты в уголовном судопроизводстве: Другие говорят об отсутствии механизмов, гарантирующих в достаточной степени права и интересы лиц, в отношении которых решается вопрос о привлечении их к уголовной ответственности Ионов И. Мы также критически оцениваем правовую конструкцию названной статьи закона, поскольку судебная практика свидетельствует о наличии проблем, связанных с институтом неприкосновенности данных лиц и порой затрудняющих реализацию общих задач уголовного процесса.

Однако законодатель, указывая, что особенности производства по уголовным делам применяются к лицам, перечисленным в ч. Необходимо ответить на вопросы: Андреева, рассматривая вопрос о распространении гарантий неприкосновенности на случаи, когда речь идет о совершении преступления, не связанного с профессиональной деятельностью указанных лиц, полагает, что особый порядок возбуждения и расследования уголовного дела должен соблюдаться и в случаях привлечения лица к уголовной ответственности уже после освобождения от занимаемой должности или прекращения указанного вида деятельности, если уголовное преследование возникает за совершение им преступления в период осуществления профессиональной деятельности Андреева О.

Концептуальные основы соотношения прав и обязанностей государства и личности в уголовном процессе Российской Федерации и их использование для правового регулирования деятельности по распоряжению предметом уголовного процесса: Того же мнения придерживается П. Марфицин, отмечая, что субъекты, перечисленные в ч. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц: Названные авторы сходятся в том, что во время действия иммунитета за любое деяние, содержащее признаки преступления, независимо от времени его совершения и связи с должностными полномочиями лица, привлечь лицо, указанное в ч.

Раскрывая свою позицию в отношении действия правового иммунитета во взаимосвязи со временем нахождения в соответствующем правовом статусе депутата, судьи, следователя и др. Во всяком случае, депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, за выступления в парламенте и позицию, выраженную при голосовании, за разработку и представление инициативных документов, необходимые контакты с государственными органами и их должностными лицами, а также за другие действия, обусловленные статусом депутата.

При этом в силу общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом неприкосновенность не может служить основанием освобождения от ответственности за публичные оскорбления, клевету и другие подобные им несовместимые с предназначением данного института и со статусом депутата правонарушающие деяния, предусматриваемые федеральным законом" Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля г.

Проведенное изучение судебных материалов позволяет автору поднять вопрос и о пределах процессуального иммунитета, который нередко воспринимается практиками через статус лица, указанного в ч.

2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

В сентябре г. Кассир, находясь в служебной зависимости от главы поселения, не зная о преступном умысле последней, выполнила ее требование. С учетом тяжести совершенного преступления, того, что преступление подсудимой Я. Из судебного решения видно, что вывод суда был обоснован не только тем, что действия Я. Сегодня практика применения института неприкосновенности к участникам муниципальных правоотношений выглядит следующим образом.

Уголовные дела возбуждаются по фактам: Необходимо обратить внимание на последний вид преступлений, который нередко совершается группой депутатов при наличии таких квалифицирующих признаков, как предварительный сговор и особо крупный размер. Известно, что в Твери был оглашен приговор в отношении 14 депутатов Тверской городской Думы во главе с ее председателем, обвиняемых в получении взяток на сумму 4 млн. В другом деле Тверской областной суд с участием присяжных заседателей 5 декабря г.

В кассационных жалобах осужденный Б. Оспаривая квалификацию действий, осужденный указывал на то, что не являлся должностным лицом, поэтому его действия не могли квалифицироваться по ст. Он просил снизить назначенное наказание, считая его несправедливым. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 29 мая г. По делу установлено, что Б.

Как депутат этого избранного органа представительной власти, осужденный был наделен властными полномочиями и осуществлял законодательную власть, так как обладал правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, на территории Твери. Следовательно, он являлся должностным лицом коллегиального органа местного самоуправления. Доводы кассационных жалоб о том, что осужденный не был должностным лицом и субъектом преступления, предусмотренного ст.

В соответствии со ст. Местное самоуправление осуществляется в том числе через органы местного самоуправления. Они самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

N 30 "О местном самоуправлении в Тверской области" к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления относились: N ФЗ депутат является членом представительного органа муниципального района, а именно членом выборного органа местного самоуправления, то есть выборным должностным лицом органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

В соответствии с ч. VI Регламента Тверской городской Думы в ред. Анализ приведенного законодательства и нормативных актов органов местного самоуправления позволил суду первой инстанции сделать правомерный вывод о том, что депутат Тверской городской Думы обладал правом принимать и принимал в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, то есть выполнял функции представителя власти, а потому в соответствии с примечанием к ст.

Неприкосновенность депутатов местного самоуправления вопросом негромко

Верховный Суд РФ пришел к выводу, что юридическая оценка действий Б. С учетом изложенного мы считаем также возможным определить пределы действия правового иммунитета через следующие моменты: Если время деяния и время решения находятся в пределах времени статуса, иммунитет должен признаваться безусловным.

Это означает необходимость соблюдения процедуры, установленной в гл. Когда время деяния оказывается в пределах времени статуса, а они совместно находятся в пределах времени решения, иммунитет должен признаваться условным. Необходимость соблюдения процедуры, установленной в гл. При такой ситуации статус поглощает лишь деяние распространяется только на действия, совершенные во время статуса. При этом следует отметить, что деяние, поскольку находится в пределах статуса, предполагает наличие причинной связи между деянием и полномочиями должностного лица.

Если же время деяния и время решения находятся вне пределов времени статуса, иммунитет должен признаваться нулевым. Это значит, что нет необходимости соблюдения процедуры, установленной в гл. В такой ситуации статус поглощает только себя. И если время деяния и время решения носят субъективный характер, то время статуса характеризуется через указание на него в законе, регулирующем деятельность соответствующего субъекта, наделенного правовым иммунитетом.

Чаще всего такие нормы, будучи бланкетными, изложены в различных по значимости законах. На практике это приводит к коллизиям, при разрешении которых следует учитывать и правовые позиции Конституционного Суда РФ о приоритете законов в случае их коллизии. Установление новых норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения, по общему правилу должно быть согласовано с УПК РФ.

Из сформулированной Конституционным Судом РФ в названном Постановлении правовой позиции следует, что приоритет УПК перед другими федеральными законами не считается безусловным: Итак, иммунитеты в муниципальном праве и уголовном процессуальном праве как правовые институты, представляющие собой совокупность обязывающих и запрещающих юридических норм, регулирующих особый порядок производства процессуальных действий в отношении либо с участием депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления, требуют дальнейшего правового развития.

Заключение Да, во многом депутатский иммунитет требует своего совершенствования. Само законодательство о статусе депутата порой существенно затрудняет возможность сбора доказательств.

Удивительно, но факт! Здесь можно также вполне согласиться с И. N ФЗ и ФЗ от 6 октября г.

Если же учесть, что обыск - это неотложное следственное действие, проводимое, как правило, внезапно, то испрашивание согласия на его проведение практически сводит к нулю возможность собрать какие-либо доказательства по делу. Поэтому можно вполне согласиться с тем, что необходимо предусмотреть такую меру, как ограничение неприкосновенности, смысл которой будет заключаться в том, что некоторые следственные действия должны производиться без какого-либо согласия.

Кроме того, представляется необходимым отменить существующее ныне положение, когда палата депутатов обладает правом разрешить или отказать в направлении дела в отношении депутата в суд. Фактически Государственная Дума присвоила себе прерогативу суда - определять виновность или невиновность. Ведь если палата принимает решение об отказе в направлении дела для судебного слушания, дело прекращается, депутат, в отношении которого было возбуждено уголовное дело и проведено расследование, объявляется палатой невиновным.

Здесь совершенно недопустимо то, что законодательная власть подменяет собой судебную. По нашему мнению, правильным был бы такой порядок, при котором дела, возбужденные в отношении депутатов, направлялись бы в суд вне зависимости от воли палаты. Только суд вправе определить, виновен депутат в инкриминируемом ему деянии или нет. А вот вопрос о применении наказания должна решать палата депутатов. Необходимо также упростить и порядок возбуждения уголовных дел в отношении депутатов. Уголовное дело должно возбуждаться вне зависимости от воли палаты и связи общественно опасного деяния с депутатской деятельностью.

Можно согласиться с положением, что дела, возбужденные в отношении депутатов, должны быть на особом контроле Генерального прокурора РФ. С этой точки зрения можно по-разному рассматривать обязательность установления связи между совершенным депутатом деянием и его депутатской деятельностью, необходимость которой закреплена в Постановлении Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

С одной стороны, такое положение дает возможность дознанию и предварительному следствию вести расследование в отношении депутатов по делам, не имеющим связи с их депутатской деятельностью, без получения согласия палаты о лишении неприкосновенности и тем самым существенно ограничивает депутатский иммунитет. Но, с другой стороны, на самой начальной стадии предварительного расследования, без проведения основных следственных действий, довольно трудно решить вопрос о наличии или отсутствии связи между деянием депутата и выполнением им своих обязанностей.

Здесь можно также вполне согласиться с И. Петрухиным, который, не подвергая сомнению полезность Постановления Конституционного Суда РФ, его позитивную роль в дальнейшем совершенствовании правовой неприкосновенности депутатов, ставит несколько вопросов, касающихся практической реализации данного Постановления.


Читайте также:

  • Спор между соседями по поводу земельного участка
  • Наследники первой очереди оспаривание завещания судебная практика
  • Бесплатный адвокат по земельным вопросам