Главная | Наследовательное право | Схема ликвидация юридического лица

Алгоритм ликвидации юридического лица

В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий налоговый орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ России. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.

Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности, очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах, адресу фактического местонахождения. При этом необходимо отметить, что суды принимают решение о ликвидации юридического лица только в случае, если имеющиеся нарушения действительно неустранимы.

Если же нарушения можно исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает.

Порядок ликвидации юр. лица

Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несо-стоятельности отсутствующего должника. О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

забывайте, схема ликвидация юридического лица как реагировали

Решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является только основанием для внесения регистрирующим налоговым органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Свидетельство по форме N Р и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица. ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации. Это означает, что ликвидация юридического лица осуществляется в этом случае в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап - принятие решения о ликвидации - осуществляется не учредителями участниками, акционерами, собственниками юридического лица, а судом.

В дальнейшем же вся последовательность этапов сохраняется, и точно так же назначается ликвидационная комиссия, в журнале "Вестник государственной регистрации" размещается объявление о ликвидации юридического лица, в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации, производятся расчеты с кредиторами, а также в регистрирующий налоговый орган представляются заявление по форме N Р, документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс.

Представляет интерес вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду неизвестны учредители либо исполнительные органы юридического лица или если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур. Арбитражный суд вправе назначить ликвидатора также в случае, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица он придет к выводу о невозможности возложения соответствующей обязанности на его учредителей участников или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

В соответствии с п. Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица либо о его исполнительных органах, назначали ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица. Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников учредителей с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

Метод оплаты:

При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица. В решении о ликвидации юридического лица приводятся сроки представления им в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, причем эти сроки в соответствии с п.

Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо. Строго говоря, исключение из ЕГРЮЛ нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке. Схема 5 Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ была введена для того, чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут деятельности и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим прекратившим свою деятельность , необходимо одновременное наличие следующих признаков: Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляется отделом камеральных проверок налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не представлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение пяти рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить, осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы: Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган - налоговую инспекцию ее подразделение , ответственную за регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Это решение публикуется в средствах массовой информации в таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.

Пошаговая инструкция для процедуры ликвидации юридического лица

После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заинтересованные лица если таковые имеются могут известить в течение трех месяцев налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из Единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц.

Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ и оно перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре. Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не представляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Следует отметить, что точки зрения ВАС РФ и ФНС России на критерии отнесения налогоплательщиков к категории юридических лиц, прекративших свою деятельность, несовпадают. Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются письмом ФНС России от Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо неисключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, не используют процедуру исключения из реестра, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Суд же, установив, что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.

Удивительно, но факт! В течение трёх дней после этого требуется направить соответствующее уведомление в налоговую инспекцию.

Данное разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведение процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества "банкротных" дел в отношении отсутствующих должников. Представляется, что в таком "подвешенном" состоянии вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.

Нуждается в урегулировании также вопрос о последствиях такого способа прекращения юридического лица, как исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку в настоящее время формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из ЕГРЮЛ.


Читайте также:

  • Приватизация квартиры если там прописаны люди
  • Шаблон иска о разделе квартиры
  • Калужское шоссе земля в аренду
  • Отвод судьи в арбитражном процессе образец
  • Как стать федеральным судьей