Главная | Наследовательное право | Незаконное выселение граждан судебная практика

Особенности выселения из квартиры незаконно проживающих лиц

По подсчетам специалистов Фонда развития жилищного строительства, на сегодня по всем субъектам Российской Федерации необходимость в жилье соизмеряется двумя миллиардами квадратных метров. Одним из популярных способов улучшения жилищных условий остается ипотека. Снижаются и требования к финансовым гарантиям от заемщика.

Что это такое?

К сожалению, часто граждане улучшают свои жилищные условия с нарушением действующего законодательства. Так, негативной тенденцией последнего десятилетия является увеличение случаев самозахвата жилья — вселения лиц, не имеющих каких-либо законных оснований для проживания в жилом помещении. Кстати, самозахват происходит в отношении жилых помещений, находящихся как в государственной и муниципальной собственности, так и в частной. В силу публичности государственного и муниципального имущества именно самозахват жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов наиболее часто упоминается в СМИ.

Учитывая высокий процент граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, особенно важно в кратчайшие сроки освобождать незаконно занятые жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов для их последующего предоставления гражданам. При этом правовое регулирование механизма скорейшего выселения лиц из незаконного занимаемого ими объекта недвижимости в действующем законодательстве отсутствует.

Кто это такие

Так, Жилищный кодекс РФ в отличие от Жилищного кодекса РСФСР вообще не содержит норм, регулирующих правоотношения по выселению граждан, самовольно вселившихся в жилые помещения. В статье 99 Жилищного кодекса РСФСР было прямо предусмотрено, что лица, самоуправно занявшие жилое помещение, выселяются без предоставления им другого жилого помещения. В настоящее время для подачи в суд иска о выселении приходится использовать аналогию закона.

Это порождает множество вопросов о соотношении гражданского и жилищного законодательства, приводит к различной правоприменительной практике. Стоит отметить, что среди найденных результатов встречаются новости о митингах и протестах, на которые выходят граждане при их выселении из самовольно! Отсутствие четкого правового регулирования порождает возмущение общества даже при правомерном выселении по решению суда. Материально-правовым основанием для подачи иска о выселении в данном случае является статья Гражданского кодекса РФ, предусматривающая, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

При установлении факта самовольного занятия жилого помещения для обеспечения доказательственной базы в судебном заседании необходимо составление акта обследования жилого помещения. Вместе с тем управляющие организации и товарищества собственников жилья, в управление которым сейчас передается большинство многоквартирных домов, самостоятельно не осуществляют проверку фактического проживания граждан в жилых помещениях и не составляют акты обследования жилых помещений.

В соответствии с частью 2. Однако обязанность управляющей организации далее — УК и товарищества собственников жилья далее — ТСЖ по проведению проверки фактического проживания граждан в жилых помещениях и составлению соответствующих актов обследования действующим законодательством не предусмотрена. Данный пробел в законодательстве требует устранения путем внесения соответствующих изменений в статью Жилищного кодекса РФ, что позволит наладить координацию и взаимодействие между органами местного самоуправления и УК, ТСЖ по своевременному выявлению фактов самовольного вселения граждан в жилые помещения.

Особенно важным представляется сокращение сроков освобождения незаконно занятых жилых помещений путем выселения граждан. По действующему российскому законодательству выселение граждан из жилых помещений возможно только в судебном порядке. Однако так было не всегда. Ранее в соответствии со статьей 90 Жилищного кодекса РСФСР утратил силу допускалось выселение лишь лиц, самоуправно занявших жилое помещение, в административном порядке с санкции прокурора.

Таким образом, законодателем была предусмотрена ускоренная процедура выяснения обстоятельств заселения жилых помещений и последующего выселения. Внесудебное выселение, то есть в административном порядке с санкции прокурора, прежде всего сокращало возможные сроки продолжения проживания самовольщиков уже после установления соответствующего факта, не позволяло соседям брать пример. После составления сотрудниками ЖЭУ, ДЭЗов акта обследования, проверки отсутствия ордера на жилое помещение, сверки картотеки отдела регистрационного учета МВД пакет документов передавался в прокуратуру района для санкционирования.

Как правило, при санкционировании выселения в течение одного месяца с момента установления факта самозахвата происходило фактическое выселение граждан и освобождение жилых помещений. Стоит отметить, что в е годы XX века возникали правовые коллизии по вопросу о порядке выселения. В результате применения статьи 90 Жилищного кодекса РСФСР сложилось обыкновение правоприменительной практики выселения граждан в административном порядке с санкции прокурора. Между тем Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик устанавливали, что договор найма при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом.

Наличие в законодательстве прямо противоположных норм нарушало конституционный принцип единства законодательного регулирования на всей территории РФ.

глубине незаконное выселение граждан судебная практика одно дело

Постановлением Конституционного Суда РФ от Однако данные изменения внесены не были, законодательно инициативой Верховный Совет РФ не воспользовался. В настоящее время законодательная процедура выселения граждан из самовольно занятого жилья требует не менее 7 месяцев, что позволяет гражданам беспрепятственно незаконно пользоваться жилым помещением и коммунальными услугами.

незаконное выселение граждан судебная практика Прежде, чем

При этом указанный срок является расчетно-минимальным: К указанным выше срокам добавляются длительное время назначения и рассмотрения дела в первой инстанции, несвоевременное изготовление и выдача решения суда, исполнительного листа, несоблюдение судебными приставами-исполнителями предельных сроков совершения исполнительных действий и окончания исполнительного производства. В совокупности все указанное приводит к увеличению указанного выше 7-месячного срока дополнительно на 2 — 3 месяца. При этом граждане, которые объективно самовольно заняли квартиру или комнату, в течение 9 — 10 месяцев спокойно живут в ней, не оплачивая ни коммунальные услуги, ни какую-либо плату за фактический наем жилья.

Более того, до совершения судебными приставами-исполнителями исполнительных действий по выселению и окончанию исполнительного производства органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут предоставить соответствующее жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку оно фактически не является свободным и заселение граждан невозможно. С точки зрения защиты права собственности, юридической техники, в условиях острого дефицита государственного и муниципального жилья вышеуказанные положения законодательства нуждаются в совершенствовании и в первую очередь должны быть направлены на сокращение сроков освобождения самовольно занятых жилых помещений.

Это особенно актуально в связи с изменением положений Гражданского процессуального кодекса РФ с В частности, с Также в силу статьи Таким образом, по сравнению с действующей редакцией ГПК РФ увеличивается и срок рассмотрения соответствующей апелляционной жалобы, вступления решения суда в законную силу — с одного до двух месяцев. Указанные изменения законодательства приведут к увеличению общего срока выселения граждан из самовольно занятого жилья до 11 — 12 месяцев, что, безусловно, не соответствует принципу осуществления правосудия в короткие сроки и требует изменения.

В таких случаях использованием права на судебную защиту фактически подменяется легальная возможность не выселяться из самозахвата очень длительное время. В первую очередь необходимо дополнить статью 91 Жилищного кодекса РФ частью 3 следующего содержания: Указание сокращенного срока будет соответствовать норме части 3 статьи ГПК РФ, предусматривающей, что федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел. Обоснованием указанного срока является также возможность представления всех необходимых доказательств по делу в течение короткого периода времени.

Так, при рассмотрении данной категории гражданских дел в суде устанавливается отсутствие либо наличие законных оснований для вселения в жилое помещение. Специализированные жилые помещения на основании статьи 99 Жилищного кодекса РФ предоставляются на основании решений собственников таких помещений действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Документы, подтверждающие факты выдачи ордеров, заключение договоров найма жилых помещениях, хранятся в органах государственной власти, местного самоуправления и предоставляются суду данными органами при подаче искового заявления, в связи с чем не требуется дополнительного времени для истребования указанных доказательств по делу и законодательно может быть сокращен срок рассмотрения данной категории дел в суде первой инстанции. Целесообразно внесение изменений и в части сроков совершения исполнительных действий по принудительному выселению.

Что такое незаконное выселение

Частью 2 статьи 36 Федерального закона от С учетом вышеизложенного статья 36 Федерального закона от Добавим, что согласно вышеуказанным в законодательстве срокам с момента вступления решения суда в законную силу до поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов проходит больше одного месяца. Указанный срок представляется достаточным для исполнения гражданами вступившего в законную силу решения суда самостоятельно. Кроме того, учитывая изложенное, общую загруженность судов общей юрисдикции, представляется возможным законодательно предусмотреть внесудебный порядок выселения самовольщиков.

Законодательство любой страны должно соответствовать существующим реалиям, изменяться и совершенствоваться в зависимости от происходящего в обществе в целом. Защита прав собственника жилого помещения от незаконного занятия последнего гражданами без каких-либо законных оснований не должна осуществляться в течение 9 — 11 месяцев. Указанный срок объективно слишком длителен и отражает несовершенство существующего механизма защиты права собственности.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик в связи с принятием Федерального закона от Дискуссионным является вопрос о санкционировании прокурором выселения граждан. Дело в том, что с изменением законодательства, прежде всего Федерального закона от В рамках гражданского законодательства основой деятельности прокуратуры является надзорная деятельность по реализации правозащитных функций по обеспечению прав и свобод граждан, сохранение в стране единого правового пространства.

Изложенное отнюдь не означает, что при утверждении внесудебного порядка выселения граждан прокурор не будет участвовать в правоприменительной практике. В статье 1 Федерального закона от По результатам проведенного исследования полагаем необходимым внесение предлагаемых изменений в действующее законодательство РФ, разработку механизма внесудебного выселения граждан, самоуправно занимающих жилые помещения, что будет способствовать своевременному пресечению незаконных действий.

Удивительно, но факт! Хотите узнать, как выселить соседа алкоголика из муниципальной квартиры, читайте здесь.


Читайте также:

  • Втб ипотека в миассе
  • Возмещение ущерба дтп расписка
  • Решение задачи при окончании предварительного следствия
  • Земля в аренду в московской области от государства где проводят торги