Главная | Автоюрист | Деятельность дознания на этапе возбуждения уголовного дела

Процессуальная деятельность органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела

деятельность дознания на этапе возбуждения уголовного дела логично, наверное

Задачей этой первой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий предпосылок , необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой - не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства.

Удивительно, но факт! Указом Президента РФ от

На этом этапе досудебного производства не ставятся и не решаются задачи достоверного установления всех обстоятельств преступления и изобличения виновного. Время, прошедшее с введения в действие УПК РФ, показало, что новый Уголовно-процессуальный кодекс содержит ряд законодательных новелл, в том числе в регламентации стадии возбуждения уголовного дела, вызывающих различное толкование и ученых, и практиков. УПК РСФСР давал не слишком подробную регламентацию порядка деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, устанавливая лишь то, что может являться поводом и основанием к возбуждению уголовного дела, некоторые правила принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях и проверки наличия оснований для начала производства по делу, порядка вынесения решений о возбуждении либо об отказе в возбуждении дела, некоторые права и обязанности заявителя.

Такое законодательное регулирование деятельности в стадии возбуждения уголовного дела являлось недостаточным и несовершенным. Новый УПК, на мой взгляд, не только не смог устранить большинство имевшихся недостатков, но, напротив, создал целый ряд новых проблем, которые существенно осложняют деятельность дознавателя и следователя на данной стадии процесса.

На это неоднократно указывалось в работах процессуалистов. Этим обусловлена актуальность темы дипломной работы. Поэтому цель работы - выявить и рассмотреть недостатки действующего уголовно-процессуального законодательства, показать те проблемы, которые сопровождают процессуальную деятельность органа дознания на данном этапе движения уголовного дела, и на основе этой работе выдвинуть предложения по изменению действующего законодательства.

Автор ставит перед работой следующие задачи: Дать анализ правовому статусу органов дознания в уголовном процессе.

деятельность дознания на этапе возбуждения уголовного дела прекрасное окружает

Провести анализ норм действующего законодательства, регулирующих вопросы процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела, и в первую очередь, деятельности органа дознания по рассмотрению и проверке заявлений граждан и иных лиц о преступлениях 3. Провести анализ судебной практики по указанным вопросам, выявить позицию судебной практики по рассматриваемой проблеме.

Выявить проблемы использования органом дознания результатов оперативно-розыскной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела.. Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений.

Представляется целесообразным воспользоваться следующими частнонаучными методами: Степень научной разработанности проблемы. Понятию процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела в юридической науке и правоприменительной практике посвящено очень мало научных работ. Освещение отдельных проблем процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела имеет место в работах таких ученых, как Рыжаков А.

Однако решение поставленных перед работой задач осложняется тем, что в настоящее время отсутствуют систематизированные научные разработки, позволяющие установить правовую природу, основополагающие теоретические характеристики процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела.

Объектом научного анализа настоящей работы являются процессуальная деятельность органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела как теоретические категории и как правовое явление социальной действительности. Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также судебной практики. Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.

Конституция РФ, федеральное законодательство. Судебная практика представлена разъяснениями Верховного Суда РФ. Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела как правового явления, института, присутствующего в УПК РФ.

Понятие и сущность дознания в уголовном процессе России Дознание - самостоятельная форма предварительного расследования, которое производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.

Поиск в превью документа

Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от Нормы главы 32 УПК РФ устанавливают процессуальный порядок производства расследования преступлений в форме дознания. Подобная глава появилась впервые в УПК РФ года, что свидетельствует о значимости данного направления в деятельности органов дознания и важности, которую придает законодатель расследованию преступлений в форме дознания. Следует указать, что содержание термина дознание изменилось по сравнению с тем, которое ему придавалось по смыслу уголовно-процессуального закона РСФСР.

Вместе с тем в теории и в практической деятельности считалось устоявшимся суждение о том, что дознание представляет собой совокупность двух видов уголовно-процессуальной деятельности, присущих органам дознания. Первый вид - это деятельность органов дознания по расследованию преступлений, отнесенных к их подследственности, которая регулировалась правилами ст.

Второй вид - это деятельность органов дознания по возбуждению уголовного дела и производству неотложных следственных действий по преступлениям, подследственным следователю, которая регулировалась правилами ст. Курс советского уголовного процесса. Таким образом, новый уголовно-процессуальный закон впервые содержит формулировку данного термина, определяя его сущность только одним видом деятельности органа дознания, а именно расследование преступлений в полном объеме.

При производстве дознания дознаватель руководствуется теми же правилами, которые установлены и для органов предварительного следствия: Законодатель конкретно перечисляет в УПК РФ те главы, правила которых должны применяться при производстве дознания: Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Применяя нормы перечисленных глав, следует помнить те изъятия из этих общих правил, которые присущи дознанию и содержатся в главе 32 УПК РФ.

Изначальный срок следствия установлен законодателем в 2 месяца. Следовательно, срок расследования преступлений в зависимости от формы расследования разный, что следует помнить при производстве дознания. В то же время отдельные положения ст. То же правило действует и при дознании, срок которого начинает исчисляться со дня возбуждения уголовного дела и заканчивается в день направления материалов уголовного дела прокурору с обвинительным актом. Органы дознания в уголовном процессе.

Таким образом, общие правила производства расследования, перечисленные в исследуемой норме, действуют с учетом изъятий, установленных главой 32 УПК РФ. Изъятия из общих правил расследования заключаются в некотором упрощении процессуальной формы расследования, состоящей в том, что нет отдельной процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения.

Для дознания установлен более короткий срок, чем для следствия. Производство по делу заканчивается обвинительным актом, в который включается и формулировка обвинения ст. Особенности дознания обусловлены тем, что в этой форме расследуется дело, когда оно возбуждается в отношении конкретного лица, а установление обстоятельств преступления не представляет сложности. К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.

Таких составов преступлений более Это, например, кража ст. В соответствии со ст.

Процессуальная деятельность органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела

С момента возбуждения уголовного дела это лицо становится подозреваемым и пользуется всеми его правами ст. Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для предварительного следствия в гл. Отличительной особенностью дознания является краткий срок для его производства. Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела с обвинительным актом прокурору. Не более чем на десять суток этот срок может быть продлен прокурором.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт должен быть составлен не позднее десяти дней со дня заключения подозреваемого под стражу. Если по истечении 10 суток с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу обвинительный акт составить не представится возможным, подозреваемому предъявляется обвинение в порядке гл. В случае предъявления обвинения подозреваемому дело должно быть направлено прокурору для производства предварительного следствия и его окончания не обвинительным актом, а обвинительным заключением.

В соответствии с п. Дознание может быть закончено прекращением уголовного дела или уголовного преследования по правилам гл. Особенностью дознания является то, что при производстве предварительного расследования в форме дознания нет акта привлечения лица в качестве обвиняемого в том порядке, который установлен гл.

Обвинение подозреваемому, который появляется с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и пользуется всеми правами подозреваемого, формулируется в обвинительном акте, составляемом по окончании дознания. Содержание обвинительного акта регламентируется ст. В обвинительном акте указываются дата и место его составления, должность и фамилия лица, его составившего; данные о лице, привлекаемом в качестве обвиняемого, обстоятельства преступления и другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

В обвинительном акте формулируется обвинение с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающей данное преступление, приводится перечень доказательств обвинения и защиты, смягчающие и отягчающие обстоятельства; данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. С момента составления обвинительного акта лицо приобретает процессуальное положение обвиняемого. Обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с материалами уголовного дела и обвинительным актом, что отмечается в протоколе ознакомления с материалами дела.

Обвиняемый пользуется правами заявления ходатайств, которые должны быть рассмотрены в соответствии со ст. По ходатайству потерпевшего или его представителя ему могут быть представлены для ознакомления материалы дела и обвинительный акт в том же порядке, что и для обвиняемого и его защитника. Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору. В течение двух суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из следующих решений: Прокурор может прекратить производство по уголовному делу по основаниям, предусмотренным ст.

Он может направить дело для производства предварительного следствия, а также исключить из обвинительного акта отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать деяние, применив уголовный закон о менее тяжком преступлении. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому и его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст.

Если расследование по делам, указанным в ч. Система органов дознания в современной России Общепризнанным универсальным органом, который выполняет основной объем работы по производству дознания, является милиция, которая входит в систему Министерства внутренних дел РФ ст. Кроме того, в соответствии с п. Подпункт 9 пункта 8 Положения устанавливает, что МВД России организует производство дознания и предварительного следствия.

В соответствии с пунктом 3 ч. Однако на них возлагается обязанность лишь возбудить уголовное дело по таким преступлениям и провести неотложные следственные действия. При ответе на него необходимо иметь в виду, что министр внутренних дел непосредственно организует работу Министерства и руководит деятельностью органов внутренних дел.

Он же устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, устанавливает обязанности других должностных лиц системы МВД России п. Кроме того, в соответствии с новой редакцией п. В этой связи полагаем, что министр внутренних дел РФ своим нормативным правовым актом например, приказом может делегировать полномочия начальника органа дознания соответствующим руководителям, в частности, начальникам криминальной милиции и милиции общественной безопасности, которые непосредственно организуют работу по раскрытию преступлений и охране общественного порядка.

Учитывая, что основными задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, по делам о которых в большинстве случаев обязательно производство предварительного следствия, свои процессуальные полномочия она использует в основном для проведения неотложных следственных действий в порядке ст.

Милиция общественной безопасности в большей части выполняет задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно, поэтому именно она выполняет основную работу по производству дознания в порядке п. Последние осуществляют функции организационного руководства и ведомственного контроля за их деятельностью, но не обладают процессуальными полномочиями органа дознания.

Что касается деятельности создаваемых в структуре органов внутренних дел специализированных подразделений дознания, то в соответствии с ч. В противном случае собранные ими по уголовным делам доказательства в соответствии со ст. В этой связи, по нашему мнению, в соответствующем приказе МВД России, регламентирующем вопросы организации дознания в органах внутренних дел, должно быть оговорено, что штатные дознаватели специализированных подразделений дознания наделяются полномочиями органа дознания. В дальнейшем Федеральным законом от 29 мая г.

К органам дознания также относятся иные органы исполнительной власти, наделенные федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Федеральной службы безопасности; Федеральных органов государственной охраны РФ; таможенных органов РФ; Службы внешней разведки РФ; Министерства юстиции РФ; Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ст.


Читайте также:

  • Стоимость удостоверения брачного договора
  • Реорганизации предприятия оборонительная концепция
  • Выплата военной ипотеки после увольнения